среда, 13 февраля 2013 г.

иллюстрации к произведению герои нашего времени

6. Княжна Мери и Грушницкий

Сцена у источника увидена глазами Печорина, который, привыкнув "себе во всём сознаваться", испытал "чувство неприятное, но знакомое" зависть, потому что хорошенькая женщина при нём явно отличила другого. Эпизод у источника явился своеобразной завязкой отношений Печорина и Грушницкого, которые завершатся трагически.

На иллюстрации Врубеля запечатлены все участники сцены у источника, но наиболее полно охарактеризованы княжна Мери и Грушницкий. "Легче птички она к нему подскочила, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести" именно эти слова нашли изобразительный отклик у художника. В 1886 году Врубель написал картину "Девочка на фоне персидского ковра", героиню которой часто называл княжной Мери. И вот уже найденный образ художник переносит в иллюстрацию, тем более что он не противоречит лермонтовскому словесному портрету княжны, у которой "бархатные глаза", "глаза без блеска: они так мягки, будто тебя гладят". Грушницкий, одетый в "толстую солдатскую шинель", "хорошо сложён, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет..."

Эпизод, воплощённый на иллюстрации М. А. Врубеля , описан в романе обстоятельно. В описании этой "любопытной сцены" Лермонтов как бы даёт подробный комментарий для художника: он описывает, "в каком положении" находились "действующие лица", его внимание привлекает и обстановка всей сцены, а предварительно данные портретные характеристики героев делают материал для иллюстрирования практически исчерпывающим.

Иллюстрация М.А.Врубеля.Чёрная акварель.1890.

5. Княжна Мери и Грушницкий.

На рисунке Николая Никаноровича Дубовского (1859-1918) Максим Максимыч изображён в тот момент, когда коляска Печорина, холодно распрощавшегося со своим бывшим приятелем, "была уже далеко". Очертанием горестно согбенной фигуры Максима Максимыча художнику удалось передать чувство недоумения и детской досады, охватившее доброго штабс-капитана после отъезда Печорина.

Иллюстрация Н.Н.Дубовского. Уголь.1890.

4. "Коляска была уже далеко..."

В романе каждый из героев соотнесён с Печориным и помогает раскрыть ту или иную черту лермонтовского героя. При сопоставлении эпизодов потери Казбичем коня, погони Печорина за Казбичем и погони Печорина за Верой можно заметить, что переживания Казбича и Печорина во многом сходны.

Герои иллюстрации Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) "естественные" характеры, страстные и волевые. Бешенству и напряжению Азамата на рисунке противопоставлены сознание силы и превосходства Казбича, горца с "неподвижными, огненными" глазами. Композиционным центром рисунка является "разбойничья" лошадь Казбича, которая послужила причиной ссоры героев повести и о которой с одинаковым восхищением говорят Казбич, Азамат, Максим Максимыч, Печорин.

Иллюстрация М.А.Врубеля. Чёрная акварель.1890-1891.

3. Казбич и Азамат.

Иллюстрация Владимира Георгиевича Бехтеева (1878-1971) комментирует один из самых драматических моментов повести похищение Бэлы Казбичем. Рисунку созвучны слова: "Он что-то закричал нам по-своему и занёс над нею кинжал". На переднем плане рисунка отчаянно сопротивляющаяся Бэла и "маленький, сухой, широкоплечий" Казбич в черкесской мохнатой шапке и бешмете. На втором плане видна раненая лошадь Казбича. Хотя художник и не показал догоняющих Казбича Печорина и Максима Максимыча, их приближение заставляет почувствовать динамичная композиция рисунка.

Иллюстрация В.Г.Бехтеева. Тушь.1939.

Художник Валентин Александрович Серов (1865-1911) создал на своей иллюстрации запоминающийся образ Бэлы. Слова из повести: "...сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна" приобрели в рисунке художника убедительность и завершённость. Выразителен взгляд Бэлы, заставляющий вспомнить слова Максима Максимыча: "Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля." В соотнесённости с цельным образом Бэлы Печорин раскрывается и в своей любви, и в своей жестокой холодности: "Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой".

Иллюстрация В.А.Серова. Чёрная акварель.1891.

Основной задачей иллюстрации является изобразительное истолкование литературного произведения. В графических образах иллюстрации художник передает определенное понимание литературного произведения, его героев и событий.

Иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Комментариев нет:

Отправить комментарий